Дракон-Право
Автоматическая правовая система

Ю.И. Бытко, С.Ю. Бытко

Сборник нормативных актов по уголовному праву России X–XX веков / Нормативные акты XIX века / УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ 1845 г. / РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРОСТУПКАХ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА И БЛАГОЧИНИЯ / Глава десятая. О нарушении правил, установленных для сохранения путей сообщения

Отделение первое. О НАРУШЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О СООБЩЕНИЯХ СУХОПУТНЫХ

Сборник Оглавление Назад Вперёд

Глава десятая. О нарушении правил, установленных для сохранения путей сообщения

Отделение первое. О НАРУШЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О СООБЩЕНИЯХ СУХОПУТНЫХ

I. О повреждении дорог, мостов, перил и т. п.
  1. Кто дорогу, принадлежащую к первым четырем классам, запашет, застроит, сузит строениями, плетнями или запашкою, перекопает, загородит или иначе испортит или повредит, и сим остановит или стеснит сообщения по оной, тот подвергается за сие денежным взысканиям в следующей соразмерности:

за повреждение во всю ширину дороги или не менее двух третей ширины на дорогах первого и второго класса,

от двух до пяти рублей;

а на дорогах третьего и четвертого класса,

от одного до трех рублей с каждой квадратной сажени;

за повреждение менее двух третей ширины дороги, на дорогах первого и второго класса,

от одного до трех рублей;

а на дорогах третьего и четвертого класса,

от пятидесяти копеек до одного рубля с каждой квадратной сажени.

Если повреждение учинено посредством перекопания или загорожения дороги в ширину, то определяемое выше денежное взыскание полагается по числу не квадратных, а погонных саженей испорченной дороги. Во всяком случае, за место испорченной дороги, не составляющее полной сажени считается как бы за целую сажень.

Сверх того, испорченная часть дороги исправляется немедленно на счет виновного.

  1. Если означенное в предшедшей 1417 статье повреждение дороги будет учинено на дороге проселочной, то виновный в оном подвергается

денежному взысканию по пятнадцати копеек за каждую квадратную сажень испорченной дороги, и испорченная часть дороги исправляется немедленно за его счет.

Из сего изъемлются лишь случаи, когда владелец земли лежащую в его дачах сельскую или полевую дорогу запашет, или затопит прудами, или займет строениями и т. д., но сделав прежде вместо оной на своей же земле другую дорогу, по правилам для сего предписанным.

  1. Кто самопроизвольно изменит направление одной из дорог, принадлежащих к первым четырем классам, исключая лишь случаев, когда в селении, чрез которое проходит сия дорога, откроется заразительная болезнь на людях или же скотский падеж, тот за сие подвергается

денежному взысканию от двадцати до ста рублей.

  1. Кто испортит шоссе, провозя по оным земледельческие орудия: сохи, бороны и т. п., или же лес на одних передках, или повредит боковые шоссейные канавы, переезжая через них там, где нет мостиков, либо сделает повреждение на обочинах и обрезах, тот за сие подвергается:

денежному взысканию от пятидесяти копеек до пяти рублей;

или, буде виновный по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами от пяти до двадцати ударов;

сверх того поврежденное шоссе исправляется за его счет.

  1. Если при дозволяемом для проезжающих по шоссе в летнее время корме лошадей травою на обрезах, будет лошадьми причинена порча шоссе или канавкам или обочинам, то допустивший сие подвергается

денежному взысканию от пяти до десяти копеек и все поврежденное исправляется за его счет.

  1. За прогон скота по шоссе, где прогон его запрещен, и за дозволение оному идти россыпью и входить в шоссейные канавки и на обочины, виновные в том гуртовщики подвергаются

денежному взысканию от одного до десяти рублей,

и все ими поврежденное исправляется на их счет.

Погонщики подвергаются за сие:

наказанию розгами от пяти до двадцати ударов,

или, буде они по закону изъяты от наказаний телесных,

денежному взысканию от десяти до двадцати пяти копеек.

  1. Владелец или содержатель пастбища, нанимаемого для корма гонимого гуртом скота, за не построение мостиков в тех местах, где скот должен проходить поперек шоссе, подвергается, в случае произошедшей от того порчи шоссе,

денежному взысканию пяти рублей,

и испорченное исправляется на его счет.

Тому ж взысканию подвергается владелец, который, для корма прогоняемого скота, отведет принадлежащее к шоссе обрезы с травою.

  1. Кто умышленно испортит или повредит находящиеся на дорогах перила, надолбы, дощатую настилку, или же испортит или завалит боковые канавки, тот за сие подвергается:

денежному взысканию от одного до десяти рублей, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами от десяти до тридцати ударов,

и испорченное место приводится в прежнее состояние на счет виновного, который вместе с тем должен вознаградить за причиненный сим кому-либо ущерб или убыток.

Изобличенный в сем проступке во второй раз приговаривается

к аресту на время от семи дней до трех недель.

  1. За умышленное повреждение или истребление верстовых столбов или дерев на шоссе и почтовых дорогах, виновные подвергаются:

денежному взысканию от одного до пяти рублей;

или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами от десяти до двадцати ударов,

и все ими испорченное исправляется на их счет.

  1. Кто с умыслом испортит или повредит на дорогах мосты, мостовые настилки, перевозы, плотины, гати и т. п., тот, сверх обязанности возвратить все издержки, употребленные на починку испорченного, подвергается, по мере обстоятельств, более или менее увеличивающих или уменьшающих вину его:

или денежному взысканию от пяти до пятидесяти рублей;

или же аресту на время от трех недель до трех месяцев;

или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов;

или, наконец, и заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев.

  1. За кражу входящих в состав дороги вещей, как то: винтов, болтов, гаек, железа, чугуна и свинца, находящегося при мостах и трубах, виновные подвергаются

высшей мере наказаний, определенных за воровство-кражу в статье 2159 сего Уложения.

  1. Кто будет препятствовать свободному по дорогам проезду, вывозом на оные или оставлением на них какого-либо сора, навоза, мертвой скотины или чего другого, тот, сверх возврата издержек на очищение дороги употребленных подвергается

денежному взысканию от пятидесяти копеек до пяти рублей.

  1. Виновный в повреждении дорог, мостов, перевозов, плотин, гатей и т. п., буде он не в состоянии заплатить постановленного за сие взыскания, и по закону не изъят от наказаний телесных, употребляется, если он житель того или соседнего места, для работ на тех самых дорогах, мостах, перевозах и т. п., и ему зачитается в счет взыскания, когда он работает пеший — по пятнадцати, а когда с лошадью — по тридцати копеек в день. Если, напротив, виновный есть приезжий, или извозчик, провозящий пассажиров или вещи, то, вместо употребления в работу, он подвергается наказанию розгами по пяти ударов за каждый следовавший с него ко взысканию рубль.
II. О нарушении правил о содержании дорог, мостов и т. п.
  1. Кто, имея обязанность чинить и содержать в исправности дороги, мосты, мостовые настилки, перила и т. п., в случае повреждения оных, по первому призыву местного начальства не приступит к исправлению поврежденного, тот за сие подвергается

денежному взысканию от одного до пяти рублей,

и обязан, сверх немедленного возвращения употребленных на исправление всего поврежденного издержек, вознаградить за произошедший для кого-либо от упущения его ущерб или убыток.

  1. Места и лица, коим поручено от правительства наблюдение за хорошим содержанием и своевременным исправлением дорог, мостов, переправ чрез реки, другие воды и т. п., за неисполнение сего подвергаются

взысканиям, определенным за нерадение по службе в статьях 441 и 442 сего Уложения.

  1. За неисправное содержание улиц, по коим пролегает шоссе, неотвоз в сторону накопляющейся на оных нечистоты, неочищение отводных канав против своих домов, а равно и за кошение для себя на шоссейных обрезах травы или запашку оных, жители селений, при шоссе находящихся, подвергаются, сверх очищения на их счет улиц и канав,

денежному взысканию от десяти копеек до одного рубля. Изобличенные в таком проступке более двух раз, подвергаются

аресту на время от трех до семи дней.

III. О нарушении правил, установленных для езды по шоссе и почтовыми дорогам
  1. Извозчики, которые проезжая обозами по шоссе или другой почтовой дороге, не будут держаться правой стороны и тем причинят помешательство другим проезжающим, подвергаются за сие

денежному взысканию по двадцати пяти копеек за каждую повозку.

  1. Тому ж взысканию подвергаются извозчики, которые оставят на дороге возы без присмотра, или, имея более одной повозки, не привяжут других лошадей к передним повозкам в расстоянии не более одной сажени, или не будут иметь по крайней мере по одному человеку на всякие три повозки, для присмотра за ними, а равно и те, которые, препровождая порожних лошадей, пустят их бежать по одиночке.

  2. Извозчики, оставившие ночью, без особой надобности и не по обстоятельствам, от них независящим, повозки на дороге и через то остановившие удобное по оной сообщение, подвергаются за сие

денежному взысканию по тридцати копеек за каждую повозку.

  1. Находящиеся при обозах комиссионеры и приказчики, оказывающиеся виновными в допущении беспорядков, означенных в предшедших 1433, 1434 и 1435 статьях, подвергаются за сие

денежному взысканию от пяти до десяти рублей,

смотря по обстоятельствам, более или мене увеличивающим или уменьшающим вину их.

  1. Кто из проезжающих по почтовым дорогам будет выезжать в аллеи, по бокам дорог находящиеся, тот подвергается за сие

денежному взысканию одного рубля,

или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами до пяти ударов.

IV. О уклонении от платежа дорожного сбора и незаконном взимании оного
  1. Кто, для избежания платежа установленного правительством дорожного сбора, минует дорожную заставу, или же для уменьшения сбора, подъезжая к заставе выпряжет из экипажа, повозки и т. п. лошадей или волов, или представит неверную накладную, тот за сие подвергается

взысканию следовавшего с него или недобранного сбора вшестеро.

Из сего одна часть поступает в казну, а остальные пять отдаются открывателю сего злоупотребления.

  1. Приставы дорожных застав, которые получив дорожный сбор, не выдадут заплатившему оный надлежащего ярлыка, подвергаются за сие, сообразно с постановлениями о присвоении вверенного по службе имущества (статья 383 сего Уложения):

лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных им прав и преимуществ и ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую, с заключением на время от одного года до двух лет,

или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для четвертой степени наказаний сего рода, и отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от двух до четырех лет.

  1. Кто будет взимать какие-либо сборы с проезжающих по дорогам, мостам, как постоянным, так и плавучим, а равно на перевозах и т. п., в тех местах, где такого сбора правительством не установлено, или же будет взимать такие сборы в большем против установленного количестве, тот за сие подвергается:

в первый раз взысканию незаконно взятого — втрое;

а во второй раз — вшестеро;

в третий раз, сверх такого ж, как во второй раз взыскания, виновный подвергается заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев.

Из взысканной с виновного суммы, все излишне взятое возвращается тому, кто был подвергнут сбору незаконно, а остальное отсылается в местный Приказ Общественного Призрения.

Если в сем злоупотреблении виновен чиновник, состоящий в государственной или общественной службе, то он подвергается

наказаниям, в статье 407 сего Уложения за вымогательство определенным.

  1. Те из владельцев мостов, перевозов и переправ, которые будут притеснять промышленников, или не дозволять им перегонять скот вплавь мимо устроенного моста или переправы, ежели для них сие удобнее, или же напротив принуждая их к перегону скота вплавь, когда сие им кажется опасным или невозможным, подвергаются

денежному взысканию тридцати рублей и обязаны вознаградить промышленников за понесенный ими вследствие того ущерб и убыток.

V. О нарушении правил о езде по железным дорогами
  1. За всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороги транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастие, он приговаривается, смотря по роду и важности сделанного им умышленного повреждения, а равно и по роду большей или меньшей опасности, которой он не мог не предвидеть, и по другим более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его обстоятельствам:

или к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжные работы в крепостях на время от восьми до двенадцати лет, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми через палачей в мере, определенной статьей 21 сего Уложения для четвертой или пятой степени наказаний сего рода, с наложением клейм;

или к лишению всех особенных как лично, так и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую, или же, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами в мере, определенной статьей 35 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного года до двух лет.

Тем же наказаниям подвергаются те, которые положат или бросят с намерением на железную дорогу такие предметы, от коих проходящий по оной транспорт может подвергнуться опасности.

  1. Когда означенное в предшедшей 1442 статье противозаконное действие учинено с намерением подвергнуть опасности следующий по железной дороге транспорт, то виновный в оном подвергается

высшему из наказаний, определенных в статье 1924 сего Уложения.

  1. Кто будет в местах, где сие не дозволено, переезжать чрез железную дорогу, перевозить или перетаскивать через оную какие-либо тяжести, тот за сие подвергается:

в первый раз денежному взысканию от одного до пяти рублей;

во второй — вдвое;

а в третий — аресту на время от трех недель до трех месяцев.

  1. Если управляющий паровым движителем транспорта на железной дороге, в случае угрожающей транспорту опасности, не будет стараться всеми от него зависящими средствами спасти транспорт, и сам, оставив оный, убежит, пока в транспорте будут находиться пассажиры, то он за сие подвергается:

лишению всех особенных как лично, так и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и ссылке на житье в губернии Иркутскую или Енисейскую, с заключением на время от трех до четырех лет и с воспрещением выезда в другие Сибирские губернии в продолжение определяемого судом времени от десяти до двенадцати лет, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами в мере, определенной статьей 35 сего Уложения для первой степени наказаний сего рода и отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от восьми до десяти лет.

  1. Надзирающий за железной дорогой, который, заметив важное повреждение оной или вообще что-либо представляющее опасность следующему по оной транспорту, не выставит надлежащих и, для извещения о том сигналов, или не донесет немедля своему начальству, подвергается за сие, смотря по обстоятельствами, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его:

или аресту на время от трех недель до трех месяцев;

или заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев;

если же он, по небрежению или неосмотрительности, не заметит повреждения железной дороги или иного препятствия свободному ходу транспорта, то подвергается, также смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его,

аресту на время от семи дней до трех месяцев.

  1. Если небрежением главного проводника (обер-кондуктора) или заступающего его должность, или же вследствие несоблюдения предписанных ему предосторожностей при провожании транспорта, причинится кому-либо увечье или важный в здоровье вред или смерть, то виновный подвергается

высшей мере наказаний, определенных в статьях 1937 и 1985 сего Уложения.

На том же основании и в той же мере приговариваются к наказанию те из принадлежащих к управлению железной дороги и посторонних, которые, по небрежению без всякого преступного умысла, оставив на колее оной что-либо тяжеловесное или громоздкое, или большие кучи сора и т. п. будут причиной подобных несчастий.

  1. За другие, менее важные, нарушения предписанных препровождающим транспорт кондукторам и надзирателям за железной дорогой, правил, они подвергаются

наказаниям, в особых для каждой такой дороги уставах определенным.

На основании сих же уставов подвергаются ответственности и те из пассажиров, которые окажутся виновными в неисполнении законных требовании лиц, принадлежащих к управлению железных дорог и вообще правил, предписанных в сих уставах.

Отделение второе. О ПРОСТУПКАХ ПРОТИВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О СУДОХОДСТВЕ ПО РЕКАМ И КАНАЛАМ

I. О нарушении правил, относящихся к форме и величине, судов и плотов
  1. За употребление судов ненадлежащей конструкции, там, где такие суда употреблять запрещено, виновные подвергаются за каждое судно денежному взысканию:

в первый раз двадцати рублей;

а во второй — сорока рублей.

  1. За употребление судов в размере большем против тех, которые предписаны для разных мест судоходства, виновные за каждое судно подвергаются

денежному взысканию двадцати рублей.

Что касается судоходных барок по Вышневолоцкой системе до С. -Петербурга, то за каждую барку, коей череп будет длиннее предписанного, взыскивается:

за первый излишний аршин тридцать рублей;

за второй — шестьдесят;

за третий сто двадцать, и так далее.

  1. За привод по Тихвинскому каналу к шлюзам плотов, превосходящих указанную меру, хозяин или приказчик, сверх обязанности переплотить их, подвергается

денежному взысканию по одной с половиною копейке с каждого бревна в плоту ненадлежащего размера.

II. О нарушении правил касательно снабжения судов нужными снастями и грузом
  1. Если во время сплава с грузом караванов, найдется на каком-либо из судов недостаток в самонужнейших снастях, лодках и т. п., то хозяин или приказчик судна подвергается за сие

денежному взысканию от десяти до тридцати рублей за каждое такое судно.

  1. Хозяин идущего по Волге или Вышневолоцкой системе судна, употребивший веревки второго сорта вместо первого, подвергается за сие

денежному взысканию сорока пяти рублей.

  1. За употребление на судоходных каналах и вообще в пристанях ненадлежащих причальных канатов, в случае, если по сей причине оторвется судно,

взыскивается с виновного от двух до десяти рублей за каждое оторвавшееся судно.

  1. Если предписанная законом мера на судах для поверки груза окажется неверной, то судоотправитель подвергается за сие

денежному взысканию по шестидесяти рублей за каждое судно.

  1. Если судно не будет иметь лоцмана или положенного, по соразмерности груза, числа так называемых коренных рабочих, то с судоотправителя

взыскивается за недостающего лоцмана по пяти рублей, и за каждого недостающего коренного работника по три рубля;

сверх того он должен заплатить находящимся на судне коренным работникам ту сумму, которая следовала бы по договорной цене недостающим таким же работникам.

В случае неимения на судне предписанного числа сходочных рабочих или бурлаков, судоотправитель подвергается

взысканию по одному рублю пятидесяти копеек за каждого недостающего бурлака;

сверх сего, он обязан заплатить наличным бурлакам то, что причиталось бы по условной цене недостающим бурлакам. Тем же взысканиям подвергаются хозяева плотов, на которых не будет положенного числа рабочих.

  1. Суда и гонки, приходящие к Ладожскому каналу, ежели они не имеют положенного для судоходства по сему каналу числа рабочих людей или лошадей,

останавливаются у входа в канал, доколе не будет пополнен недостаток людей и лошадей.

Если же по впуске судов и гонок в канал, часть сих людей или лошадей будет отпущена, то недостающее число оных нанимается на счет судохозяина и, сверх того,

взыскивается с него за каждого недостающего работника по три рубля и за каждую лошадь по шести рублей.

  1. Если на каком-либо судне окажется груза более, нежели оного по величине судна, времени года или местным постановлениям, иметь дозволено, то излишек выгружается, и, сверх того, судохозяин, смотря по обстоятельствам, подвергается денежному взысканию

от десяти до пятидесяти рублей.

Когда ж в сем злоупотреблении окажется виновным и лоцман, то он, независимо от определенного выше взыскания с хозяина, подвергается:

или денежному взысканию от десяти до пятидесяти рублей;

или наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов, если он по закону не изъят от наказаний телесных;

или же отдается в работу на бечевник на два месяца.

III. О нарушении правил для судоплавания
  1. За неготовность зимовавших в Тверце и Твери судов к отплытию по первой вешней воде, сии суда, если при них находятся хозяева,

задерживаются до выступления самого последнего каравана;

а если при них лишь приказчики,

дотоле, пока мимо оных пройдут двести судов, позади стоящих.

В сем последнем случае, буде хозяева докажут, что для приготовления судов к пути деньги приказчикам заблаговременно отпустили, то приказчики, сверх того подвергаются

денежному взысканию от пяти до двадцати рублей и обязаны вознаградить хозяев за причиненное ими замедление.

Казенные комиссионеры, виновные в сем упущении, должны заплатить казне все убытки ими причиненные.

  1. Если неготовность к отплытию будет встречена при вступлении судов в Тверцу или в Мстинское озеро, то суда запоздавшие

теряют свой номер и неиначе впускаются в Тверцу, как позади всего каравана.

  1. Если, по извещении судохозяев о времени, в которое они должны прибыть с судами своими к устью реки Мокши для взвода в оную судов, кто-либо из них к назначенному сроку не прибудет, то он подвергается

денежному взысканию по пятнадцати рублей за каждое судно, и, сверх того, если оно опоздает отправиться с караваном или замерзнет на пути, то взведено будет на счет хозяина, не взирая ни на какие издержки.

  1. Если плот в судовом ходу остановится и не оставит места для проплава судам, то

бревна очищаются на счет хозяина и ведущего плот;

в уплате таких издержек они ответствуют соразмерной части своих бревен.

  1. Если хозяин судна, имеющего следовать по реке Цне, не нагрузит оного к назначенному для отправления каравана сроку, то его судно

теряет свой номер в караване и отправляется только с 5/4 аршинным грузом; сверх того взыскивается с судоотправителя по тридцати рублей с судна в сборную сумму.

  1. За слабый причал судов в Нижнем Новгороде нерадивые судохозяева подвергаются каждый раз, когда судно или плот с причала будут сорваны,

денежному взысканию по пятнадцати рублей;

сии деньги приобщаются к сбору 15 процентов с лавок Нижегородского ярмарочного гостиного двора.

  1. Если бревенщик, сплавляющий лес по рекам Тихвинке и Сязи, в назначенный срок не прогонит оного к запани, то он за сие подвергается

денежному взысканию по одной копейке с дерева и оставшийся лес будет пригнан к запани на его счет.

Те же из промышленников, которые, в противность данной ими подписки,

бросят дрова в воду прежде срока или опоздают в бросании оных в срочное время, или же не прогонят их в назначенное время из запани, подвергаются за сие

денежному взысканию по шести копеек за каждую сажень таких дров.

А буде, вследствие сей их неисправности, дрова останутся в реке после предписанного для общего дровяного сплава срока, то сверх того денежного взыскания,

на счет виновных нанимается столько рабочих и конных помощников, сколько нужно для самоскорейшего очищения и прогнания дров в запань.

  1. За всякую прорванную запань, там, где таковые учреждены, кроме скорого исправления оной на счет виновных, взыскивается с промышленников лесных оптом:

тридцать рублей,

а с дровяных в той компании, у коей запань прорвалась, также

тридцать рублей.

  1. Кто из бревенных промышленников пустит россыпью лес в тех местах, где сие запрещено, тот подвергается

денежному взысканию по тридцати копеек за каждое бревно.

  1. За плавание судов большой конструкции с грузом, связанных вместе по два и более, там, где сие не дозволено, с хозяина груза или с хозяина судов (смотря по тому, кто из них окажется виновным), взыскивается

за такие суда, кои будут связаны борт о борт, по пятнадцати рублей, а за связанный одно с другим, т.е. носом к корме переднего судна, по семи рублей пятидесяти копеек.

Сие последнее взыскание не обращается на те суда, кои будут ведены посредством завоза, или судами, действующими посредством устроенной в них паровой или другой какой-либо машины.

  1. Если судно, стоящее у бечевника или у пристани, где нагружается, поднимет свои мачты прежде, нежели будет готово к отплытию, или, вышедши из линии и стоя на якоре, не снимет своих мачт и помешает бечеве других судов, то виновный в том подвергается

денежному взысканию от одного до пяти рублей.

  1. Если кто из хозяев или приказчиков в тех местах водоходства, где предписано судам следовать в порядке номеров, самовольно нарушит сей порядок, то

судно, вышедшее из порядка, останавливается в стороне, доколе не обойдут его все суда, в одной с ним очереди следовавшие;

сверх того виновный, по Волге, Вышневолоцкой системе и Мсте подвергается

денежному взысканию от сорока до шестидесяти рублей;

по Тверце и по Цне — от двадцати до сорока рублей;

а по прочим системам, — от пятнадцати до сорока рублей.

  1. Если судно, вступающие в Ладожский канал, приходя к пристани обойдет самовольно другие стоящие там суда того ж разряда, то

оно останавливается, пока не будут впущены в канал все, обойденные им суда, и виновный в обходе подвергается денежному взысканию от пяти до десяти рублей.

Но буде какое-либо судно самовольно обойдет другие при следовании ин по Ладожскому каналу или не дозволит обойти себя судам, имеющим на то право, то

оно останавливается, пока пройдут обойденные им суда, или те, которые имели право обойти его, и с виновного взыскивается от пяти до десяти рублей.

  1. Суда, которые в намерении воспользоваться ходом по левому берегу Волги, покажут, что они идут к пристаням верхней части сей реки, а по прибытии в Тверь объявят, что идут в Тверцу,

не получают очередных номеров, останавливаются до тех пор пока барки, отправившиеся и прежде и вместе с ними из Рыбинска, вступят в их очередь, и сверх того виновный подвергается денежному взысканию от двадцати до сорока рублей за каждое судно.

  1. Кто во время судоходства будет перекладывать канаты с берега реки или канала на другой или причинит какое-либо другое препятствие ходу судов, тот за сие подвергается

денежному взысканию от одного до пяти рублей.

  1. Если в местах, где должна быть наблюдаема очередь плавания, плывущее впереди судно станет на мель или потерпит какое-либо повреждение, останавливающее ход его, а хозяева или приказчики плывущих сзади судов откажутся подать ему помощь, то, сверх вознаграждения ими за причиненные сим убытки, каждый из отказавшихся дать помощь подвергается

денежному взысканию от двадцати до пятидесяти рублей.

  1. Кто неумышленно повредит шлюзы, плотины, водостоки и другие гидротехнические сооружения, тот

обязан возвратить все издержки, употребленные на починку поврежденного.

Когда ж таковое повреждение сделано умышленно, то виновный, кроме возвращения издержек, употребленных на исправление, и вознаграждения за убытки, подвергается, смотря по обстоятельствам, более или мене увеличивающим или уменьшающим вину его,

лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую, или в одну из отдаленных губерний, кроме Сибирских, с заключением на время от трех до шести месяцев, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, то наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода и отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного года до двух лет или же заключению в рабочем доме на время от шести месяцев до одного года.

  1. Суда, которые при входе в Неву из Ладожского канала испросят себе дозволение проходить через шлюзы ранее бывших на очереди, а по приводе к шлюзам будут от того отказываться,

отводятся на прежнее место и с виновного взыскивается от пяти до десяти рублей за каждое судно.

  1. Если владелец или содержатель мельницы или другого водохранилища, вопреки приказанию надлежащего начальства, откажется от спуска воды или не спустит оной в достаточном количестве, то он за сие подвергается, когда по месту и времени года обязан к спуску воды без всякого за то вознаграждения

денежному взысканию от десяти до двадцати рублей;

а когда сие случилось в таком месте или в такую пору, в которую он получает за спуск воды плату,

потере сей платы и, сверх того, за ослушание начальству, еще взысканию от пяти до десяти рублей.

За взятие от промышленников лишней платы за спуск воды, а равно и за взятие платы в тех местах или в то время, когда они по закону обязаны спускать воду без всякого вознаграждения, владельцы и содержатели мельниц и других водохранилищ подвергаются

взысканиям, ниже сего в статье 1508 за незаконные сборы определенным.

  1. За причинение остановки судоходству не разведением в свое время находящихся по судоходным рекам разводных мостов, за помешательство оному при проходе мимо паромных перевозов, виновные в том, сверх вознаграждения за причиненные убытки, подвергаются денежному взысканию от пяти до двадцати рублей.

В случае взятия незаконной за то платы, они подвергаются взысканиям, ниже сего в статьи 1508 определенным.

Хозяева судов, приказчики, комиссионеры и проч., которые будучи захвачены в каналах или реках, станут таить на зимовку, не подав немедленно ближайшему начальнику дистанции надлежащего о том объявления, подвергаются за сие

денежному взысканию по четыре рубля пятидесяти копеек за каждое судно.

IV. О порче бечевников
  1. За умышленную порчу бечевника и выламывание бревен из бечевых мостов или настилки виновные судорабочие подвергаются

аресту на время от трех недель до трех месяцев, или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов.

Когда ж в том оказываются виновными судохозяева или приказчики, то они за сие подвергаются

взысканию вдвое против того, чего исправление стоит, и во всяком случае не менее одного рубля пятидесяти копеек.

По Волге и Вышневолоцкой системе они, сверх исправления всего поврежденного, подвергаются

денежному взысканию по семи рублей пятидесяти копеек за каждое истребленное или испорченное и требующее перемены бревно.

  1. Если, в случае постромки судов на бечевнике, оставшиеся от того лес и щепы не будут немедленно по спуске судов убраны, то виновные в сем судостроители, сверх очищения бечевника на их счет, подвергаются

взысканию суммы, равной расходам на сие очищение употребленными.

  1. Определенному в предшедшей 1481 статье взысканию подвергаются также прибрежные жители и всякий, кто, повредив бечевник, производством на оном или близ оного каких-либо хотя и дозволенных работ, или иным образом, не исправит оного в надлежащее время.

  2. Кто будет производить на бечевнике недозволенные постройки или же не снимет ко времени навигации дозволенных в зимнее время на бечевнике построек, или не уберет в свое время сложенной им на бечевнике какой-либо клади, тот, сверх уничтожения сих построек или уборки клади на его счет, подвергается

денежному взысканию от пяти до десяти рублей.

  1. Кто из прибрежных жителей запашет, загородит или иначе испортит или повредит бечевник, или же засорит оный, тот, сверх обязанности привести бечевник в надлежащую исправность, подвергается

денежному взысканию от пяти до двадцати рублей.

  1. Лица, имеющие обязанность содержать в исправности бечевник и исправлять случайные повреждения оного, за неисполнение сей обязанности после надлежащего о том от полиции напоминания, подвергаются, сверх производства починки на их счет,

денежному взысканию десяти рублей.

V. О нарушении обязанностей судохозяевами и их приказчиками
  1. Ежели судно станет на мель или последует с ним иное какое-либо несчастие, а хозяин под каким бы то ни было предлогом покинет судно и работников на время более трех суток, то он, кроме обязанности заплатить работниками за каждый потерянный день сверх договорной цены по девяти копеек на каждого и на каждую коноводскую лошадь, подвергается

денежному взысканию за судно, коего кладь свыше восьми тысяч пуд, по пятнадцати рублей за день, а ниже оного груза, по семи рублей пятидесяти копеек за каждый день.

  1. Хозяин или приказчик судов, который напрасно простоит с судами своими долее позволенного законом срока, подвергается

денежному взысканию в пользу сборной суммы по три рубля за каждый день со всякого судна,

сверх платежа рабочим людям определенных, на основании предшедшей 1486 статьи, простойных денег.

  1. Хозяин, оставивший больного работника, не дав ему нужных денег на содержание и возвращение домой, подлежит

взысканию договорной следующей работнику платы, с обращением половины сего взыскания в артель, к которой принадлежит больной, а другой половины в пользу больницы ведомства Путей Сообщения.

А если сей больной рабочий оставлен в безлюдном месте, где он не мог получить пособия от других, то виновный в сем судохозяин подвергается

наказаниям, определенным в статье 1991 сего Уложения за оставление без помощи находящегося в опасности человека.

  1. Если в числе нанятых по контракту людей рабочих, окажутся такие, которые не имеют надлежащих видов, то судохозяева подвергаются

взысканиям и наказаниям, определенным в статьях 1189, 1193 и 1194 сего Уложения, за передержательство таких людей.

Денежное с судохозяина взыскание обращается в артель судорабочих.

  1. Буде худой паузок войдет с кладью в канал и потонет в шлюзе или в реке, то, сверх очистки шлюза или реки от потопшего судна и исправления причиненного сим шлюзу повреждения на счет судовщика или на счет его клади, он подвергается

денежному взысканию пятнадцати рублей.

  1. Судохозяин, который не будет иметь установленной шнуровой тетради, для записки имен вольнонанимаемых им на суда людей и всего, что по закону следует показывать о людях сего рода, подвергается за сие

денежному взысканию семи рублей пятидесяти копеек.

  1. Судопромышленники и их приказчики, оказавшие ослушание против судоходного начальства, подвергаются за сие денежному взысканию:

в первый раз от пяти до пятнадцати рублей;

а во второй — от пятнадцати до тридцати рублей;

в третий раз, сверх сего последнего денежного взыскания, виновные подвергаются аресту на время от трех недель до трех месяцев.

  1. Приказчик, который продаст что-нибудь из груза своих судов в таких местах, в которых ему сие законом воспрещено, без особой законной к тому причины, или не быв к тому уполномочен своим хозяином, подвергается за сие

денежному взысканию от десяти до пятидесяти рублей, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его.

VI. О нарушении обязанностей лоцманами
  1. Если лоцман, заключивший с судохозяином договор, в назначенное время не явится без законных причин, то, сверх взыскания за нарушение контракта, он подвергается:

наказанию розгами от пятнадцати до двадцати ударов;

или, буде он по закону изъят от наказаний телесных, денежному взысканию от двух до пяти рублей.

  1. Если лоцман самовольно оставит вверенное ему судно и бежит, то он, сверх взыскания за нарушение контракта, подвергается за сие:

отдаче на работу по бечевнику на два месяца;

когда ж он оставит судно во время угрожающей оному опасности, и в следствие того судно разобьется или потонет, то, сверх упомянутого выше за нарушение контракта взыскания, он подвергается

наказанию розгами от шестидесяти до семидесяти ударов;

или, буде он по закону изъят от наказаний телесных, денежному взысканию от десяти до пятидесяти рублей, смотря по мере причиненного вреда.

  1. Если лоцман самовольно обойдет идущие впереди суда там, где сие не дозволено, или медленностью своей остановит ход каравана, то он, смотря по мере вины, подвергается:

или лишению платы ему следовавшей;

или запрещению провожать суда на один сплав, или на один год,

или и навсегда;

или же аресту на время от семи дней до трех недель.

  1. Тем же взысканиям и наказаниям и на том же основании подвергается лоцман, который нерадением причинит повреждение судну, или в случае, когда судно его потонет или будет повреждено, не докажет в том ясно своей невинности.

  2. За умышленное причинение вреда судну, лоцман подвергается, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его:

аресту на время от трех недель до трех месяцев;

или двухмесячной работе по бечевнику;

или отдаче в рабочий дом на время от шести месяцев до одного года;

сверх того, ему воспрещается навсегда быть лоцманом.

За умышленное потопление судна, на котором находились люди, лоцман подвергается

наказаниям, в статье 2120 сего Уложения определенным.

Во всяком случае он обязан вознаградить за причиненный им кому-либо вред или убыток.

  1. За ослушание, буйство и грубость против начальств водоходства, лоцманы подвергаются, смотря но мере вины их:

или лишению платы;

или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов.

А за ослушание, буйство и грубость против судохозяев они подвергаются:

или лишению части платы;

или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами от десяти до пятнадцати ударов.

VII. О нарушении обязанностей работниками
  1. Если нанятые судохозяевами или приказчиками рабочие во время плавания судна с оного бегут, то они подвергаются за сие

аресту на время от семи дней до трех недель, сверх законного взыскания, с кого следует, за нарушение контракта.

  1. Если во время плавания караванов какое-либо судно станет на мель или потонет, а работники с задних судов по первому приказанию судоходного начальства не пойдет в работу на такое судно, то за сие они подвергаются:

наказанию розгами от десяти до пятнадцати ударов;

или, буде они по закону изъяты от наказаний телесных, аресту на время от трех до семи дней, смотря по изъявленному ими в сем случае большему или меньшему упорству.

  1. Работник, который будет наглым образом, в опасных и затруднительных, местах, домогаться от судохозяев денежной прибавки свыше платы определенной договором, подвергается за сие:

наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов;

или, буде он изъят от наказаний телесных, аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его.

  1. За леность, нетрезвое поведение, ослушание, покушение к побегу, буйство и нерадетельность работников, хозяин или его приказчик, или судоправитель имеет право, по словесному приговору артели, подвергать их:

или надбавлению работы,

или удержанию от двух до пяти процентов с договорной их платы, в пользу артели.

В случае умышленного неисполнения приказаний, относящихся к спасению судна, людей или груза в опасных случаях, хозяин или его приказчик или судоправитель, может подвергать не изъятых по закону от наказаний телесных,

наказанию веревкою или хлыстом до пяти ударов.

В важнейших случаях, виновные в означенных выше проступках работники подвергаются, по определению суда,

аресту на время от трех до семи дней.

VIII. О неисполнении обязанностей прибрежными жителями
  1. Кто из прибрежных жителей, во время открытия весны и бываемых зимних паводков, поймает несомое льдом судно и заведет его в сторону или даже к себе, в намерении обобрать имеющиеся на судне судовые припасы, или же и самое судно себе присвоит, тот подвергается за сие:

в первый раз денежному взысканию вдвое против цены сего судна, и обязан, сверх того, возвратить хозяину самое судно, или заплатить за оное по оценке и вознаградить его за все нанесенные ему тем убытки;

изобличенный в сем во второй раз приговаривается

к наказаниям, в статье 2159 сего Уложения, за воровство-кражу определенным.

Сии наказания возвышаются одною степенью, когда виновный изобличен в таком поступке более двух раз.

  1. Кто из прибрежных жителей сделает притеснение судовщикам, не дозволяя употреблять посторонних людей для снятия груза с судна, подвергшегося разбитию, или для съемки судна, занесенного на его землю во время паводка, или препятствуя рабочим людям во время добывания ими судна из какого-либо неудобного места, или не допуская ставить на берегах зимовок для караула, или вырывая столбы для вешней чалки судов, тот за сие, кроме вознаграждения за убытки, подвергается:

денежному взысканию от пяти до десяти рублей,

или же, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов.

  1. Если судно в ходу подвергнется гибели, и кто-либо из прибрежных жителей, вопреки приказанию разъездной полиции или местного судоходного начальства, откажется дать оному помощь за установленную законом плату, то сей ослушник подвергается за то:

денежному взысканию от трех до пяти рублей,

или же, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, наказанию розгами от десяти до двадцати ударов.

  1. Кто по судоходным рекам поставит для рыболовства заколы или другие препятствия, могущие остановить ход судов, или же в местах, где дозволено учреждать рыболовные заведения, отступит при постройке оных от установленных для сего правил, или не будет содержать сих заведений в надлежащей исправности и причинит сим помешательство судоходству или порчу бечевнику, или засорит каким-либо образом судоходные реки и каналы, или будет портить берега оных выкапыванием земли и песку, тот подвергается за сие

денежному взысканию вдвое против той суммы, которой будет стоить очищение засоренного места или исправление испорченного.

Материал же, употребленный для заколов, обращается в пользу Приказа Общественного Призрения.

  1. Кто будет производить какой-либо незаконный сбор с водоходцев, судов их, плотов или клади на пристанях, набережных и бечевниках, а также и за развод мостов, тот подвергается за сие:

в первый раз взысканию незаконно взятого втрое;

во второй раз — вшестеро;

а в третий, сверх такого ж как во второй раз взыскания, заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев.

Из взысканной с виновного суммы, все неправильно им взятое возвращается тому, с кого сбор сделан незаконно, а остальное отсылается в местный Приказ Общественного Призрения.

Когда сие злоупотребление учинено чиновником, состоящим в государственной или общественной службе, то он подвергается

наказаниям, определенным за вымогательство в статье 407 сего Уложения.

  1. Если кто самовольно даст другое направление судоходной реке или же ослабит ход ее плотинами, каналами или другим каким-либо образом, тот за сие подвергается

денежному взысканию от ста до трехсот рублей и обязан, во-первых, новыми на свой собственный счет работами исправить причиненный им вред, во-вторых, вознаградить, кого следует, за понесенный от того убыток.

  1. Определенные в предшедших 1449–1461, 1465–1486, 1490–1500, 1504–1507 и 1509 статьях денежные взыскания обращаются в пользу Судоходных Расправ по принадлежности.
IX. О нарушении обязанностей начальниками судоходных дистанций
  1. Начальник дистанции, который не будет исполнять в свое время возложенных на него по сей должности обязанностей, как то: не будет устранять предписанным порядком затрудняющие судоходство препятствия или не означит открывшихся в его дистанции мели, или не донесет о том начальству, или не будет охранять столбов, означающих фарватер реки, или в случаях надобности, ставить новые, или не даст полиции при разбитии, потоплении или пожаре судна, или не донесет о том подробно начальству, или не окажет законного покровительства судохозяевам и рабочим в их взаимных между собою или с прибрежными жителями сношениях, или не будет смотреть за недержанием на судах огня, или не будет присутствовать при отвале караванов и провожать оные там, где сие вменено ему в обязанность, подвергается за сии и другие подобные оным упущения:

или замечаниям,

или выговорам более или менее строгим,

или аресту,

или же удалению от должности, смотря по роду и степени вины его на основании общих, определенных в статьях 441 и 442 сего Уложения правил о взысканиях за нерадение по службе.

  1. Начальник дистанции, не наблюдающий надлежащим образом за содержанием в исправности бечевников и бечевых мостов и каналов, подвергается за сие

замечаниям или выговорам, более или менее строгим.

Когда ж от сего нерадения неисправность бечевника причинит остановку в судоходстве, то он

удаляется от должности.

  1. За несоблюдение очереди в записывании в книгу судов и в выдаче номеров, там, где сие законом предписано, а равно и за всякое злоупотребление при выдаче оных, виновный начальник дистанции подвергается:

вычету из времени службы одного месяца, или одной и даже двух третей года, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его;

а в случаях особенной важности,

и удалению от должности.

  1. Начальник дистанции за не записывание в надлежащей книге судов, промышленников, работников и контрактов их или за не взятие от судоотправителей подписки о должном попечении за больными работниками, подвергается:

в первый раз выговору, более или менее строгому;

во второй — вычету одного месяца из времени службы;

а в третий — удалению от должности.

  1. Если начальник дистанции, при освидетельствовании барки, имеющей проходить Боровицкие пороги, признает ее неисправной, а по вторичному освидетельствованию ее присяжными свидетелями окажется противное, то он подвергается за сие вместе с членом Судоходной Расправы, находившимся при первом освидетельствовании барки,

взысканию двадцати рублей.

  1. Начальник дистанции, впустивший, по нерадению, худой паузок в канал, подвергается за сие, если оный там потонет:

в первый раз взысканию семи рублей пятидесяти копеек;

а во второй — удалению от должности.

Если же он, для притеснения промышленника, не впустит в канал хорошего паузка, то за сие

отрешается от должности.

  1. За противозаконное задержание судна или плота в пути под видом прописки, осмотра, или же иным каким-либо предлогом начальник дистанции подвергается

удалению от должности,

и обязан вознаградить судохозяев за причиненные им через такое задержание убытки.

  1. За все, кроме означенных здесь, упущения или злоупотребления по должности, начальники судоходных дистанций подвергаются

наказаниям, в Разделе V сего Уложения за преступления и проступки по службе определенным.

X. О нарушении правил, установленных для плавания пароходов
  1. Если пароход не будет держаться правой стороны реки или прохода, в особенности при встрече с другим пароходом, идущим в противный курс, или же не уменьшит своего хода или и вовсе не остановит оного, когда то надобно при встрече с каким-либо судном, плывущим на перерез курса, то виновный в том управляющий пароходом подвергается, по мере обстоятельств, более или менее увеличивающих или уменьшающих вину его:

или денежному взысканию тридцати рублей,

или аресту на время от трех недель до трех месяцев,

и обязан вознаградить, кого следует, за понесенные от того убытки.

Тому ж взысканию или наказанию подвергается он и за неимение на пароходе надлежащего количества балласта, а также и за не выставление в ночное время предписанных огневых знаков, надлежащим образом расположенных.

  1. Управляющей пароходом за ускорение хода оного свыше той степени быстроты, которую можно дать ему без опасности и вреда, а равно и за взятие на пароход более определенного законом количества балласта или числа пассажиров, подвергается, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его:

или денежному взысканию от пятидесяти до двух сот рублей,

или заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев.

  1. Если пароход будет захвачен на пути густым туманом, а управляющий оным не умерит хода его и не прикажет звонить до тех пор, пока пароход не дойдет до пристани, или же не будет остановлен и, вследствие сего, случится какое-либо несчастье при встрече с другим судном, то он за сие подвергается

взысканию или наказанию, в предшедшей 1520 статье определенному,

и обязан вознаградить за всякий причиненный им чрез то вред или убыток.

  1. Управляющий пароходом, не объявивший по прибытии на место надлежащему начальству о всех на пути его происшествиях и случаях, о которых он обязан доносить, подвергается за сие

денежному взысканию от десяти до тридцати рублей.

  1. Определенные в предшедших 1519, 1520, 1521 и 1522 статьях денежные взыскания обращаются в пользу особого капитала лоцманских вдов и сирот.

Сборник Оглавление Назад Вперёд